Разное

Гендиректор LASERWAR Сергей Терещенков: «Мы не боимся конкуренции»

В октябре 2019 года компания LASERWAR стала лауреатом премии «Живая электроника России‑2019» сразу в трёх номинациях: «Глобальный бизнес», «Разработка успешного потребительского товара» и «Приз зрительских симпатий».

«Живая электроника» – своего рода «Оскар» в сфере российской электроники. Это независимая премия, цель которой – содействие развитию электроники с помощью популяризации лучших достижений компаний по тем или иным направлениям их развития.

После церемонии вручения заветных статуэток гендиректор LASERWAR Сергей Терещенков дал интервью журналу «Живая электроника России». Из него вы узнаете о том, чем живёт предприятие сейчас, какие есть нюансы при производстве оборудования и каковы наши планы на будущее. Материал вышел в печать, и мы с удовольствием публикуем его на своём сайте.

— Сергей, расскажите немного о себе.
— Меня зовут Сергей Терещенков, мне 34 года, я живу и работаю в лучшем городе на планете Земля – Смоленске. Этот уютный город с населением 300 тысяч человек можно проехать вдоль и поперек за 15 минут. Тут очень зелено и красиво. История окружает меня буквально всюду. Смоленская крепостная стена и величественные своды Успенского собора – эта земля полна талантливых людей и занимательных историй. Одной такой историей я хочу поделиться с вами.
История о маленькой, но очень талантливой команде LASERWAR. А началось все с университетского диплома. Тема, которую я выбрал на последнем курсе, звучит так: «Создание оборудования для военно-тактической игры ЛАЗЕРТАГ». Сразу после окончания университета мы с братом Алексеем сделали шаг, который навсегда изменил нашу жизнь. Уволились с официальной работы, сняли маленькую квартиру-офис на первом этаже многоэтажного дома и целиком посвятили себя разработке лазертаг-оборудования. Планы по созданию собственной компании появились у нас еще за два года до этого. Но что может знать 23-летний парень о бизнесе? Практически ничего. Зато у нас были энергия и энтузиазм, а главное – наши глаза горели, мы просто грезили лазертагом.

— Как долго существует компания LASERWAR?
— В 2020 году нашей компании исполняется 12 лет.

— Сколько сотрудников работает в компании?
— Официально 68, с фрилансерами 82. Наша команда не ограничивается Россией, с нами сотрудничают на удаленке из разных уголков планеты.

— Расскажите, пожалуйста, об истории компании LASERWAR, об этапах ее становления.
— Наверное, история развития компании будет не столь интересна, как то, что мы делаем и какие проекты реализовываем. Как и у всех молодых компаний, у нас были и периоды бурного роста, и периоды относительно спокойного существования. На первых порах мы росли на 1000% ежегодно. Сейчас – на 7–10% в год. И это правильно. Мы прекрасно понимаем, что рынок лазертаг-оборудования достиг пика роста три года назад и сейчас он растет качественно, заставляя нас работать над системой и структурой производства, увеличивая сложность и добавленную стоимость продукта. Это гонка на выживание, через которую проходят все предприятия: модернизация производства, уменьшение цен на комплектующие, закупка и инвестиции в новые технологии и программы. Но самое важное – повышение производительности труда, создание внутренней информационной системы ERP, CRM и т.п.
Мы не боимся конкуренции, потому что сами освоили весь технологический цикл: разработку технологий и внедрение инноваций, выпуск собственных корпусов оружия, печатных плат и написание программ как на нижнем, так и на верхнем уровне. Скоро заработает наш сервер с единой базой данных игроков в мире. К примеру, игровой клуб в Орландо сможет сразиться с российский клубом в Смоленске, вызвав его на дуэль за влияние на глобальной карте. Те, кто играет в World of Tanks, поймут нашу идею – это сделает лазертаг-сообщество более мобильным. В наших планах – онлайн-трансляции чемпионатов по лазертагу. Мы убеждены, что это спорт XXI века. Уверен, со временем он станет популярнее биатлона.
Всем любителям игры, организаторам и производителям нужно набраться опыта, и это обязательно станет возможным…
Мы с братом всегда были на «ты» с IT-индустрией. Поэтому сегодня сайты LASERWAR цитируются на первых строчках Яндекса и Google по целевым запросам, а ведение YouTube-канала мы запустили первыми в своей индустрии.
Оговорюсь, когда отвечаешь на вопросы сам, конечно, себя нахваливаешь. В свое оправдание могу сказать, что очень горжусь своей компанией и нашей командой ребят. Поэтому и хочется рассказать о том, как мы стали крупнейшим в мире производителем лазертаг-оборудования.
Главная сложность состоит в том, что производить оборудование можно много, трудясь без выходных и праздников. Только вот кто все это будет покупать? Нам удалось решить проблему сбыта продукции. Нам есть чем гордиться и в плане маркетинга. Мы ежегодно проводим крупнейшее в мире мероприятие по лазертагу «Майские манёвры». За нами ежегодное участие в пяти международных и более чем в 10 российских выставках. Практически каждый месяц команда
LASERWAR в разъездах и на презентациях. Мы умеем продавать себя и наш продукт.
Сейчас осваиваем VR-технологии – и на сайте, и в линейке продукции. С помощью VR мы визуализировали лазертаг-арену будущего – то есть проект, который выйдет на рынок через 5–7 лет. Сейчас активно трудимся над реализацией этой концепции.
Планирование – важный показатель зрелости предприятия. Задач у нашей команды на три года вперед, если не больше. Мы сконцентрированы на развитии.
Помимо проектов по развитию и продвижению лазертага, сейчас мы сосредоточены на возведении собственного конструкторского бюро. Большая стройка стартует в нынешнем году. Это будет здание площадью в 1000 кв. м с очень высокой степенью интеграции производственных процессов. Планируется, что там будут не только склады, производственные цеха и площадки, но и переговорные комнаты, лучшая в городе фотостудия, а также столовая и тренажерный зал для сотрудников. Мы всем коллективом ждем это здание, поскольку из нынешнего офиса давно выросли. После переезда прошло три года, и старое здание уже не отвечает всем потребностям производства и не вмещает всех сотрудников. 

— На какой элементной базе выпускается аппаратура компании?
— Россия, Китай, США, Корея, Германия. Материалы идут из 16 стран мира. Все, что можно, по максимуму берем у нас. Однако мы понимаем, что не имеет смысла покупать наши транзисторы и резисторы – экономика в коммерческой продукции не сходится. Китайские дешевле. А вот, к примеру, Bluetooth-чипы заказываем в Америке, и когда были введены санкции, мы тоже пострадали. Но успешно преодолели и этот барьер: те же чипы перепродает Китай. Выход найдется всегда. К слову, от санкций мы пострадали дважды. Первый раз, когда продали концерну Калашников наши комплекты лазерного биатлона. С нами связался латвийский банк и попросил закрыть все счета. В результате пострадали европейские клиенты, переводить оплату стало сложнее.
В принципе, мы успешно справляемся с любыми трудностями. Серьезных проблем не вижу – есть задача, берем и решаем ее.

— Какова примерно серийность производства?
— Порядка 500 единиц лазертаг-оружия в месяц.

— Существуют ли ограничения использования вашего оборудования в зависимости от условий окружающей среды: влажности, запыленности, температуры?
— Некоторые параметры ограничиваются применяемыми электронными компонентами. Как правило, они индустриального диапазона, кроме фотодатчиков. У них указана температура –25 °C, но по факту можно играть и в –30 °C. Что касается плюсовых температур, то ограничение в +40 °C считаю нормой.

— При игре возможны механические удары, попадание грязи и воды на корпуса изделий. Предназначены ли приборы для жестких условий эксплуатации? Требованиям каких стандартов, в том числе и международных, отвечают продукты компании?
— Наша электроника достаточно простая, мы ее лакируем в три слоя и корпусируем достаточно надежно, чтобы она не боялась уличной эксплуатации, вибраций и ударов. Мне приходилось слышать, что прокатное оборудование ломается постоянно. В нашем же случае ломаться нечему. Массогабаритные корпуса реального оружия в одних моделях
могут лишь гнуться. А специальный пластик в других выдерживает нагрузки гораздо большие, чем металлические копии из Китая и Европы. Для понимания специалистам: ударная вязкость по Изоду в пластике наших корпусов более 46 единиц. Чтобы быть уверенными в своей продукции, мы регулярно проводим краш-тесты – сбрасываем игровые комплекты с девятого этажа, давим их бэтээрами и внедорожниками. Не верите – на YouTube все есть.

— Насколько исключены ложные срабатывания датчиков от внешней засветки?
— Данную проблему решила компания Vishey, выпустив датчики внутренней АРУ. Мы не управляем этим процессом, а берем уже фильтрованные данные, что упрощает приемную часть и позволяет создавать датчики с индикацией диаметром в десятки миллиметров. Фактически игроки целятся в небольшие датчики на повязке или жилете. Их внешний вид очень даже аутентичен.
К слову, мы создавали собственные уникальные лазертаг-жилеты, все шьем в нашем ателье. Таким образом, когда я говорю про полный цикл производства, я не приукрашиваю.
Мы рисуем концепты будущих продуктов так же, как это делают в крупных компаниях по всему миру. Вначале на бумаге, потом в 3D-среде. Если надо, анимируем процессы. Затем следует работа в инженерном ПО, заказ пресс-форм, и через полгода получаем готовые корпуса с уникальным дизайном.
Я убежден: дизайн продает. Без понастоящему крутого дизайна нет смысла выпускать продукцию на новые, высококонкурентные рынки. Эргономика не менее важна, из-за нее мы переделываем проекты десятки раз, пока не добьемся высокого показателя. Возьмите как пример Dyson, Mersedes, или Apple. Разница между нимии их конкурентами очевидна, и она отнюдь не только в цене или бренде.

— Можно ли связать оборудование компании с гаджетами игрока во время игры?
— Проще чем кажется. Сейчас мы интегрировали Bluetooth-чипы пятого поколения. Но используем их не на все 100%. В будущем напишем ПО, позволяющее каждому игроку видеть себя на поле боя. А недавно освоили новые RF-чипы, которые транслируют данные на 4 км, потребляют минимум энергии, но самое классное то, что разработка ПО занимает очень мало времени благодаря готовым SDK и тестовым наборам. Сейчас уже достаточно просто брать самые последние решения и чипы с макетками и внедрять их в свои проекты. Куча готового кода, и Хабрахабр в помощь.

— Какой гарантийный срок и срок службы?
— На наши уникальные модели оборудования – 24 месяца. Уникальные – это те, чьи корпуса мы сами производим, они созданы специально под серийное производство, именно под лазертаг-индустрию. Поэтому они популярны. Фактически мы создали основную линейку продукции и на ней зарабатываем. А остальные 90+ моделей оборудования – для эстетов и ценителей военно-тактического лазертага.

— Расскажите о планах вашей компании на ближайшие два года, о планах по дальнейшему развитию экспорта.
— Сейчас уже 83 страны покупают нашу продукцию. В планах – захватить рынок США. Специально под него мы запускаем в серию модель АР-15. Эта винтовка – просто сплав всего нашего опыта и современных технологий. Три года наша команда создавала это оружие. Впервые появятся новые сценарии АК-15 «Ратник» против АР-15 «Рейнджер», так сказать, реверанс в сторону современной геополитики. Это наше уникальное коммерческое предложение, шанс на завоевание Америки.
Наша компания и команда растут. Через пару лет у нас будет работать более 100 сотрудников, будет реализовано порядка 40 проектов. Мы создадим лиги лазерного биатлона и спортивного лазертага, новый тип аттракционов для аренной лазертаг-индустрии и обязательно снабдим нашу армию лазертаг-комплексами для тренировок.
В перспективе у нас – регистрация трех новых торговых марок и поставки оборудования нашим силовым структурам.

Все статьи